Почему человечество ездит по разным сторонам дороги?

driving_on_the_left_or_right

Подержанные автомобили из Японии в России всегда пользовались популярностью — они надежные, неизношенные и недорогие, только расположение руля неудобное. Почему в разных странах ездят по разным сторонам?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно углубиться в историю. По какой стороне передвигаться, в былые времена определяли два фактора, первый – социальный, а второй – то, что люди в своем большинстве — правши. Так, при разъезде коня и конный транспорт забирали вправо по той причине, что натягивать вожжи в правую сторону удобнее для большинства. А вот для конных воинов, наоборот, левая сторона являлась предпочтительнее – орудовать мечем удобнее правой рукой. Гражданского населения во все времена было больше, и движение постепенно перешло в правую сторону. В 18-м веке во многих странах мира законодательно определили езду по правой стороне. В России в середине 1750-х годов императрица Елизавета издала указ «о движении извозчиков», который обязывал транспорт передвигаться справа.

Почему в Британии сделали все с точностью до наоборот? Там больше левшей или воинов? На самом деле британцы просто скопировали законы с судоходства, а тогда судам разрешалось расходиться правым бортом. В 1772-м году правительство издало «Дорожный акт», в котором все транспортные средства отправили в левую сторону, за нарушение был положен штраф в размере одного серебряного фунта. Соответственно, закон распространялся на все колонии: Австралию, Индию, Новую Зеландию, ЮАР и многие другие страны.

Почему тогда японцы тоже ездят справа, если они никогда не были британской колонией? Здесь тоже «торчат уши» из Туманного Альбиона. В 1870-х годах японцы пригласили англичан, что бы те провели в стране первую железную дорогу. Построили они ее, конечно, на свой манер, а японцы не стали менять правила. До появления первых автомобилей оставалось чуть больше пятнадцати лет.

Читайте также  Царапина – не ДТП. Поменяют ли правила?

Когда стали появляться первые авто, споры о том, где должен сидеть водитель, не утихали долгие годы. На самых первых безконных повозках водитель сидел со стороны края дороги. Так ему было проще выходить из салона, и он лучше видел обгоняемый конный транспорт. Однако когда машин стало больше, и водитель должен был обращать внимание на встречный транспорт, его решили пересадить ближе к середине дороги. Первым это сделал Ford в 1908-м году.

«В новой модели все управление – слева, что логично. Во-первых, пассажиру не нужно выходить на дорогу во время посадки, во-вторых, слева водитель лучше видит встречный транспорт и может избежать столкновения», — цитата из каталога «Форд». В течение десяти лет все автопроизводители пересадили водителей ближе к средине дороги.

Между тем есть и исключения. Так, в некоторых штатах США почтовые автомобили могут быть оснащены рулем с правой стороны – так водителю удобнее бросать конверты и газеты в ящик. До 1960-х годов все модели Lancia оснащались рулем с правой стороны — для безопасной езды в горной местности, чтобы удобнее было следить за расстоянием до обрыва.

В Швеции из-за плохих обочин движение было левосторонним, но это создавало проблемы при въезде в соседние Норвегию и Финляндию. В 1967 году правила поменяли. Интересный факт: в первые пол года после введения новых правил шведские водители ездили настолько осторожно, что количество ДТП свелось почти к нулю, но через два года эта цифра вернулась к «дореволюционному» показателю. А вот в Мозамбике, наоборот, всех водителей пересадили с левой стороны салона в правую, чтобы упростить въезд в соседние Зимбабве и ЮАР.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Close
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x