Автомобильный датчик Холла: что нужно знать об этом устройстве

Датчик Холла

Датчик Холла (сокращенно ДХ) получил свое название по имени американского физика Эдвина Холла. Именно он обратил внимание на следующее физическое явление: при помещении прямоугольной пластины из материала-полупроводника в магнитное поле и подведении тока к ее коротким сторонам, на длинных сторонах образуется напряжение.

Произошло это открытие еще в 1879 году, однако применить его в промышленности удалось лишь во второй половине двадцатого века, после того, как было налажено массовое производство полупроводниковых пленок.

В настоящее время датчик Холла используется в разных сферах. Особенно широкое распространение он получил в автомобильной промышленности: с его помощью контролируются вращения и перемещения узлов и механизмов, вибрации мотора, а также, наиболее часто – работоспособность бесконтактной системы зажигания. О последней функции и пойдет речь далее.

Где расположен и как функционирует датчик Холла в системе зажигания транспортного средства?

Этот элемент системы зажигания, который также называют датчиком положения распредвала, интегрирован в систему рядом с валом прерывателя-распределителя (трамблером). На трамблере установлена зубчатая магнитопроводящая пластина с прорезями, количество которых равно количеству цилиндров в силовой установке. Внутри же самого ДХ имеется постоянный магнит.

По мере вращения вала его лопасти (зубцы) последовательно проходят через специальную прорезь, предусмотренную в конструкции датчика Холла. Результатом становится продуцирование импульсного напряжения. Импульс, проходя через коммутатор, перемещается в катушку зажигания. Здесь он преобразуется в высокое напряжение, после чего попадает на свечи зажигания.

Конструктивно современный датчик положения распредвала состоит из магнита, магнитопроводов, лопасти ротора и микросхемы с высокочувствительным элементом, заключенных в легкий и прочный пластиковый корпус. На выходе устройство имеет три клеммы:

  • массу;
  • плюс (напряжение составляет порядка 6 Вольт);
  • преобразователь импульсного сигнала, подаваемого на коммутатор.
Читайте также  Барабанные тормоза: за, против

Основные признаки выхода датчика Холла из строя

Они могут проявляться совершенно по-разному. К тому же, те или иные проблемы могут быть вызваны как поломкой ДХ, так и иными неисправностями в различных системах и механизмах средства передвижения.

Тем не менее, можно выделить наиболее часто встречающиеся симптомы. Это, в частности:

  • проблемы с запуском двигателя – он заводится с трудом либо не заводится в принципе;
  • при перемещении на повышенных оборотах отсутствует плавность хода, транспортное средство вибрирует и дергается, что вызывает сложности в управлении;
  • присутствуют рывки и перебои при функционировании мотора на холостых;
  • двигатель неожиданно глохнет в процессе движения авто;
  • машина вдруг начинает потреблять ощутимо больше топлива;
  • появляются немотивированные сбои в системе самодиагностики;
  • в некоторых моделях автомобилей эта неисправность может повлечь за собой заклинивание коробки передач: для возвращения возможности переключать скорости приходится перезапускать двигатель.

Если наблюдается одна или несколько из вышеперечисленных неприятностей, следует проверить ДХ на работоспособность и исправность.

Проводим диагностику датчика Холла

Чтобы определить, рабочее приспособление или нет, не обязательно ехать в автосервис – это вполне можно сделать самостоятельно несколькими способами:

  • взять работоспособный датчик аналогичной модели во временное пользование, например, у соседа по гаражу или приятеля-автовладельца, и установить его на место попавшего под подозрение элемента. Если двигатель заработает как положено, значит, проблема именно в ДХ. Метод универсальный, но не всегда реализуемый – из-за невозможности разжиться чужим датчиком нужной модификации;
  • замерить напряжение на выходе из прибора. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Если в режиме постоянного тока на экран выводится напряжение в диапазоне 0,4 -11 В – датчик пригоден к дальнейшей эксплуатации. Если показатель выходит за указанные пределы – устройство придется менять. Для еще более качественного и точного измерения целесообразно использовать осциллограф;
  • снять с трамблера трехпроводную штекерную колодку, включить зажигание и отрезком провода соединить между собой клеммы массы и сигнала, исходящего из устройства. Если в местах контакта заискрит – датчик не пригоден к дальнейшему использованию.
Читайте также  Уход антифриза из расширительного бачка – повод для тревоги

Что делать, если требуется замена

Заменить утратившее работоспособность приспособление тоже вполне реально самостоятельно, без привлечения мастеров. При этом важно действовать, четко соблюдая последовательность, следующим образом:

  • снять с транспортного средства вал прерывателя-распределителя;
  • открыть крышку трамблера и совместить между собой метки коленвала и газораспределителя;
  • раскрутить крепежные элементы, вынуть стопоры и фиксаторы – если они имеются;
  • извлечь из трамблера сам вал;
  • отключить клеммы, открутить ДХ и вынуть его, оттянув регулятор.

Таким же порядком, только в обратной последовательности, устанавливается новая запчасть: она вставляется в вал, далее вал помещается в трамблер и закрепляется крепежом. После этого трамблер закрывается крышкой и интегрируется на свое место. Освоив эту нехитрую процедуру, автовладелец сможет попытаться сэкономить время и средства – в том случае, если причина проблем с двигателем заключается именно в неисправности датчика Холла. Более сложные ситуации, безусловно, требуют вмешательства профессионалов-автомастеров.

Оставить комментарий

avatar
1500
  Подписаться  
Уведомление о
Close