Автомобильный датчик Холла: что нужно знать об этом устройстве

Датчик Холла

Датчик Холла (сокращенно ДХ) получил свое название по имени американского физика Эдвина Холла. Именно он обратил внимание на следующее физическое явление: при помещении прямоугольной пластины из материала-полупроводника в магнитное поле и подведении к ее коротким сторонам тока, на длинных сторонах образуется напряжение.

Произошло это открытие еще в 1879 году, однако применить его в промышленности удалось лишь во второй половине двадцатого века, после того, как было налажено массовое производство полупроводниковых пленок.

В настоящее время датчик Холла используется в разных сферах. Особенно широкое распространение он получил в автомобильной промышленности: с его помощью контролируются вращения и перемещения узлов и механизмов, вибрации мотора, а также, наиболее часто – работоспособность бесконтактной системы зажигания. О последней функции и пойдет речь далее.

Где расположен и как функционирует датчик Холла в системе зажигания транспортного средства?

Этот элемент системы зажигания, который также называют датчиком положения распредвала, интегрирован в систему рядом с валом прерывателя-распределителя (трамблером). На трамблере установлена зубчатая магнитопроводящая пластина с прорезями, количество которых равно количеству цилиндров в силовой установке. Внутри же самого ДХ имеется постоянный магнит.

По мере вращения вала его лопасти (зубцы) последовательно проходят через специальную прорезь, предусмотренную в конструкции датчика Холла. Результатом становится продуцирование импульсного напряжения. Импульс, проходя через коммутатор, перемещается в катушку зажигания. Здесь он преобразуется в высокое напряжение, после чего попадает на свечи зажигания.

Конструктивно современный датчик положения распредвала состоит из магнита, магнитопроводов, лопасти ротора и микросхемы с высокочувствительным элементом, заключенных в легкий и прочный пластиковый корпус. На выходе устройство имеет три клеммы:

  • массу;
  • плюс (напряжение составляет порядка 6 Вольт);
  • преобразователь импульсного сигнала, подаваемого на коммутатор.
Читайте также  Барабанные тормоза: за, против

Основные признаки выхода датчика Холла из строя

Они могут проявляться совершенно по-разному. К тому же, те или иные проблемы могут быть вызваны как поломкой ДХ, так и иными неисправностями в различных системах и механизмах средства передвижения.

Тем не менее, можно выделить наиболее часто встречающиеся симптомы. Это, в частности:

  • проблемы с запуском двигателя – он заводится с трудом либо не заводится в принципе;
  • при перемещении на повышенных оборотах отсутствует плавность хода, транспортное средство вибрирует и дергается, что вызывает сложности в управлении;
  • присутствуют рывки и перебои при функционировании мотора на холостых;
  • двигатель неожиданно глохнет в процессе движения авто;
  • машина вдруг начинает потреблять ощутимо больше топлива;
  • появляются немотивированные сбои в системе самодиагностики;
  • в некоторых моделях автомобилей эта неисправность может повлечь за собой заклинивание коробки передач: для возвращения возможности переключать скорости приходится перезапускать двигатель.

Если наблюдается одна или несколько из вышеперечисленных неприятностей, следует проверить ДХ на работоспособность и исправность.

Проводим диагностику датчика Холла

Чтобы определить, рабочее приспособление или нет, не обязательно ехать в автосервис – это вполне можно сделать самостоятельно несколькими способами:

  • взять работоспособный датчик аналогичной модели во временное пользование, например, у соседа по гаражу или приятеля-автовладельца, и установить его на место попавшего под подозрение элемента. Если двигатель заработает как положено, значит, проблема именно в ДХ. Метод универсальный, но не всегда реализуемый – из-за невозможности разжиться чужим датчиком нужной модификации;
  • замерить напряжение на выходе из прибора. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Если в режиме постоянного тока на экран выводится напряжение в диапазоне 0,4 -11 В – датчик пригоден к дальнейшей эксплуатации. Если показатель выходит за указанные пределы – устройство придется менять. Для еще более качественного и точного измерения целесообразно использовать осциллограф;
  • снять с трамблера трехпроводную штекерную колодку, включить зажигание и отрезком провода соединить между собой клеммы массы и сигнала, исходящего из устройства. Если в местах контакта заискрит – датчик не пригоден к дальнейшему использованию.
Читайте также  Как заменить антифриз самостоятельно. Подробное руководство

Что делать, если требуется замена

Заменить утратившее работоспособность приспособление тоже вполне реально самостоятельно, без привлечения мастеров. При этом важно действовать, четко соблюдая последовательность, следующим образом:

  • снять с транспортного средства вал прерывателя-распределителя;
  • открыть крышку трамблера и совместить между собой метки коленвала и газораспределителя;
  • раскрутить крепежные элементы, вынуть стопоры и фиксаторы – если они имеются;
  • извлечь из трамблера сам вал;
  • отключить клеммы, открутить ДХ и вынуть его, оттянув регулятор.

Таким же порядком, только в обратной последовательности, устанавливается новая запчасть: она вставляется в вал, далее вал помещается в трамблер и закрепляется крепежом. После этого трамблер закрывается крышкой и интегрируется на свое место. Освоив эту нехитрую процедуру, автовладелец сможет попытаться сэкономить время и средства – в том случае, если причина проблем с двигателем заключается именно в неисправности датчика Холла. Более сложные ситуации, безусловно, требуют вмешательства профессионалов-автомастеров.

Оставить комментарий

avatar
1500
  Подписаться  
Уведомление о
Close