Датчик Холла получил свое название от имени американского физика Эдвина Холла. Именно он обратил внимание на следующее физическое явление: при помещении прямоугольной пластины из материала-полупроводника в магнитное поле и подведении тока к ее коротким сторонам, на длинных сторонах образуется напряжение.
Произошло это открытие еще в 1879 году, однако применить его в промышленности удалось лишь во второй половине двадцатого века, после того, как было налажено массовое производство полупроводниковых пленок.
В настоящее время датчик Холла используется в разных сферах. Особенно широкое распространение он получил в автомобильной промышленности: с его помощью контролируются вращения и перемещения узлов и механизмов, обеспечивается работоспособность бесконтактной системы зажигания.
Датчики Холла применяемые в автомобиле: датчик положения коленвала, датчик фазы или датчик положения распредвала, датчик АБС, датчик скорости.
Сегодня речь пойдет о датчике Холла, который обеспечивает правильную работу системы зажигания в автомобиле.
Где расположен и как функционирует датчик Холла в системе зажигания
Датчик интегрирован в систему рядом с валом прерывателя-распределителя (трамблер). На трамблере установлена зубчатая магнитопроводящая пластина с прорезями, количество прорезей равно количеству цилиндров в силовой установке. Внутри самого датчика находится постоянный магнит.
По мере вращения вала его зубцы последовательно проходят через специальную прорезь, предусмотренную в конструкции датчика Холла. Результатом становится продуцирование импульсного напряжения. Импульс, проходя через коммутатор, перемещается в катушку зажигания. В катушке он преобразуется в высокое напряжение, после чего попадает на свечу зажигания.
Конструктивно современный датчик состоит из магнита, магнитопроводов, лопасти ротора и микросхемы с высокочувствительным элементом, заключенных в легкий и прочный пластиковый корпус. На выходе устройство имеет три клеммы:
- массу;
- плюс (напряжение составляет порядка 6 Вольт);
- преобразователь импульсного сигнала, подаваемого на коммутатор.
Основные признаки выхода датчика Холла из строя
Признаки могут проявляться совершенно по-разному. К тому же, те или иные проблемы могут быть вызваны как поломкой датчика, так и иными неисправностями в различных системах автомобиля.
Тем не менее, можно выделить наиболее часто встречающиеся симптомы:
- проблема с запуском двигателя – двигатель заводится с трудом либо не заводится в принципе;
- при движении на повышенных оборотах отсутствует плавность хода, транспортное средство сильно вибрирует и дергается, появляется троение;
- присутствуют рывки и перебои при работе мотора на ХХ (холостой ход);
- двигатель внезапно глохнет в процессе движения;
- расход топлива отклоняется от заявленной нормы и сильно увеличивается.
Если наблюдается один или несколько из вышеперечисленных симптомов, следует проверить Датчик Холла на работоспособность.
Проводим диагностику датчика Холла
Данную процедуру можно сделать самостоятельно:
- замеряем напряжение на выходе из датчика. Для этого понадобится тестер. Если в режиме постоянного тока на экран выводится напряжение в диапазоне 0,4 -11 В – датчик исправен. Если показатель выходит за указанные пределы – устройство придется менять. Для еще более качественного и точного измерения целесообразно использовать осциллограф;
- находим работоспособный датчик аналогичной модели и устанавливаем его на место подозреваемого. Если двигатель заработал в штатном режиме — значит датчик требует замены. Метод универсальный, но не всегда реализуемый – из-за невозможности найти датчик нужной модификации у друга или соседа по гаражу, скорее всего датчик придется купить.